Основные средства особо ценное имущество критерии с 1 01 2020

Содержание

Основное средство не является активом: как учитывать по ФСБУ?

Основные средства особо ценное имущество критерии с 1 01 2020

Вот такой вопрос задал слушатель онлайн-курса Контур.Школы «Главный бухгалтер организации государственного сектора. Подготовка на соответствие профстандарту «Бухгалтер» (код А,В)»:

На балансе бюджетного учреждения здравоохранения числится импортная диагностическая техника стоимостью 1 500 000 руб. Она неисправна, для ремонта нужны дорогостоящие комплектующие на сумму, сравнимую с покупкой новой техники. В связи с этим оборудование не используем в деятельности учреждения. Как учитывать такое основное средство в соответствии с ФСБУ «Основные средства»?

Для ответа на этот вопрос обратимся к тексту стандарта «Основные средства», утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее — Стандарт).

В нем говорится, что «основные средства, не приносящие субъекту учета экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, учитываются на забалансовых счетах».  

Что с 2018 года относится к основным средствам и учитывается на балансовом счете 101 00

В соответствии со Стандартом, основные средства — это материальные ценности:

  • являются активами;
  • независимо от их стоимости;
  • срок полезного использования — более 12 месяцев;
  • предназначены для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления, праве владения, праве пользования имуществом, возникающем по договору аренды, имущественного найма, договору безвозмездного пользования.

Обратите внимание, объект относят к ОС, если он является активом. А это означает, что он приносит экономическую выгоду или имеет полезный потенциал. С выгодой все более или менее понятно. А что такое полезный потенциал?

Согласно Стандарту основное средство имеет полезный потенциал, если:

  • используется для выполнения государственных, муниципальных функций в соответствии с целями создания учреждения; для управленческих нужд;
  • необязательно обеспечивает поступление денежных средств;
  • его можно обменять на другие активы или погасить им обязательства.

Другими словами, если учреждение использует ОС при выполнении государственного или муниципального задания, то оно точно является активом.

Но учреждение может иметь имущество, которое не использует ни для выполнения госзадания, ни в приносящей доход деятельности. Вроде и не сломано, но устарело и никому не нужно, продать его невозможно. Или как в нашем вопросе: сломано, но стоит столько, что страшно списать.

В соответствии с требованиями Стандарта, такие объекты активами не являются и не должны учитываться на балансовых счетах. Отражать их нужно на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». Как это сделать? Как правильно оформить?

Действия бухгалтера

Фактически Стандарт требует провести «генеральную уборку» в учреждении, рассортировать основные средства, отделить ОС, которые не являются активами.

Шаг 1. Провести инвентаризацию

Проверить, соответствует ли имущество понятию «Актив», можно во время любой инвентаризации: годовой или при смене материально ответственного лица.

В учетной политике учреждения с 2018 года должен появиться абзац:

Проверка имущества на соответствие понятию «Актив» проводится:  – в рамках годовой инвентаризации, проводимой в целях составления годовой отчетности; – при проведении инвентаризации по любым основаниям;

– в течение года по мере необходимости.

Такие разъяснения даны в п. 3 Письма Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 «О направлении Методических указаний по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства».

Инвентаризационная комиссия будет выявлять ОС, не являющиеся активами. Поэтому в положение о работе этой комиссий нужно внести пункт:

Проводит проверку имущества на соответствие понятию «Актив».

При оформлении инвентаризационной описи ф. 0504087 относительно медицинского оборудования из нашего вопроса в графе 8 «Статус объекта учета» комиссия указывает, что ОС не эксплуатируется, ремонт невозможен. В графе 9 «Целевая функция актива» — списание.

Варианты заполнения граф 8 и 9 установлены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н. Можно установить дополнительные варианты. Можно при заполнении этих граф пользоваться условными обозначениями, кодами.

Пропишите в учетной политике:

Порядок заполнения граф 8 и 9 Инвентаризационной описи ф. 0504087 установлен: – по наименованию; или

– по коду.

В ведомости расхождений по результатам инвентаризации ф. 0504092 теперь есть графа «Не соответствует условиям актива». Поэтому если инвентаризационная комиссия определила, что оборудование не соответствует понятию «Актив», то заполняются графы 14 и 15 ведомости расхождений ф. 0504092.

Обратите внимание: раньше ведомость расхождений по результатам инвентаризации ф. 0504092 заполнялась только, если были обнаружены излишки и недостачи. С 2018 года ее нужно заполнять, если в ходе инвентаризации комиссия выявила основные средства, не соответствующие условиям актива.

Во время инвентаризации комиссия учреждения выявляет оборудование, не являющееся активом, и приходит к выводу, что в дальнейшем использовать его невозможно.

Если установлено, что объекты имущества неэффективны для дальнейшей эксплуатации и ремонта, не соответствуют критериям актива, то по решению комиссии по поступлению и выбытию активов такие объекты учитывают на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». Это требование п. 335 Инструкции № 157н.

Списываем с балансового счета и учитываем на забалансовом? Не все так просто…

Во время инвентаризации определили основное средство, которое не является активом, — это начало процесса списания оборудования с балансового счета.

Дорогостоящее диагностическое оборудования, о котором идет речь в вопросе учащегося, — это особо ценное движимое имущество. На его списание требуется согласие собственника, учредителя. Об этом говорится в п.

 52 Инструкции 157н: «к отражению в бухгалтерском учете операций по выбытию объектов основных средств с соответствующих счетов аналитического учета счета 10100 «Основные средства» принимаются Акты при наличии согласования решения о списании объектов основных средств в случаях, предусмотренных законодательством РФ, с собственником имущества».

Поэтому чтобы согласовать списание с балансового счета, нужно собрать пакет документов, установленный учредителем — собственником имущества.

Какие документы входят в этот пакет, нужно уточнить у собственника. Например, акт от экспертной организации, осуществляющей сервисное обслуживание медицинской техники, должен быть обязательно.

Этот акт подтверждает причину списания — невозможность ремонта.

Выбытие с балансового учета оформляют актом о списании объектов нефинансовых активов ф. 0504104. В акте указывают причину списания: прекращение получения экономических выгод и полезного потенциала в связи с поломкой и невозможностью ремонта.

Для согласования списания к заполненному акту о списании объектов нефинансовых активов ф. 0504104, подписанному комиссией по поступлению и выбытию активов, прикладывают необходимый пакет документов и передают учредителю.

Если учредитель разрешил списать с баланса ОЦДИ, то в учете это нужно оформить проводками:

  1. Списана остаточная стоимость объекта, не отвечающего условиям отнесения имущества в состав активов: Дебет 0 401 10 172 Кредит 0 101 24 410
  2. Списана сумма амортизации, начисленной на объект, который перестал отвечать признакам актива: Дебет 0 104 24 410 Кредит 0 101 24 410
  3. Отнесен объект на забалансовый учет: 02 «Материальные ценности, принятые на хранение»

По какой стоимости нужно вести учет на 02 счете «Материальные ценности, принятые на хранение»?

Ответ на этот вопрос — в Письме Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237. Если на оборудование амортизация начислена не полностью, то учет на 02 счете ведут по остаточной стоимости. Если остаточная стоимость отсутствует, оборудование полностью амортизировано, то в условной оценке: один объект — 1 руб.

Учреждение самостоятельно выбирает единицу учета на счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». В учетной политике это можно отразить, например, так:

Метод оценки учета материальных ценностей на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение»: – по остаточной стоимости — при ее наличии;

– в условной оценке один объект, один рубль — при полной амортизации объекта.

Начислять амортизацию на имущество, которое переведено с балансового счета на 02 забалансовый, не нужно.

Учет материальных ценностей, принятых на хранение, ведут в Карточке учета материальных ценностей ф. 0504043 в разрезе материально ответственных лиц по видам, сортам, местам хранения, нахождения.

Учреждение учитывает оборудование на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до тех пор, пока не примет решения о его демонтаже и утилизации. Инструкции и стандарты не устанавливают, как долго можно учитывать имущество на счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».

Обратите внимание: забалансовые счета, так же как и балансовые, нужно инвентаризировать. Поэтому хотя бы раз в год, во время проведения инвентаризации перед составлением годовой отчетности нужно проверять имущество на счете 02.

Профпереподготовка 272 ак.часа

Для главного бухгалтера организации госсектора. Код А, В

Программа

Рекомендации бухгалтерам

  • В 2018 года в соответствии с ФСБУ в составе основных средств можно учитывать только те объекты, которые являются активами, — учреждение получает от них полезный потенциал или экономическую выгоду.
  • В ходе инвентаризации нужно обязательно отделить активы от неактивов. Если эту сортировку еще не делали, то ее нужно выполнить в ходе годовой инвентаризации.

Учет основных средств у бюджетников: что изменилось с 2018 года

Основные средства особо ценное имущество критерии с 1 01 2020

Учет основных средств у бюджетников: что изменилось с 2018 года

2 февраля 2018 Юлия Вольхина Руководитель проекта «Контур-Бухгалтерия Бюджет» компании СКБ Контур

Федеральный стандарт бухгалтерского учета «Основные средства», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.16 № 257н, вступил в силу 1 января 2018 года.

С этого момента его положения обязательны к применению для государственных и муниципальных учреждений, органов госвласти и местного самоуправления — в общем, для всех бюджетных организаций. Об основных отличиях стандарта от действующей Инструкции по бухгалтерскому учету № 157н (приказ Минфина РФ от 01.12.

10 № 157н) рассказывает Юлия Вольхина, руководитель проекта «Контур-Бухгалтерия Бюджет».

Федеральный стандарт не заменяет Инструкцию № 157н (в ред. от 27.09.17), а устанавливает основополагающие правила бухгалтерского учета в отношении основных средств (ОС). Два документа существуют параллельно, и в ближайшем будущем стоит ждать, что данная инструкция и детализирующие ее акты (№ 162н, 174н, 182н) будут скорректированы согласно положениям ФСБУ.

Одно из важнейших различий кроется в самом толковании термина «основные средства». С 1 января 2018 года в это понятие включаются не просто материальные объекты, а материальные ценности, которые являются активами. Это значит, что кроме стандартных требований к объекту появляется новое — обладать полезным потенциалом.

Это означает, что объект можно использовать для выполнения государственных (муниципальных) функций или оказания услуг, погашения обязательств или обменивать на другие активы. Принять объект к учету как основное средство можно лишь в том случае, если его первоначальная стоимость надежно оценена.

Если эти критерии федерального стандарта не выполняются, то объект учитывается на забалансовом счете. Обратите внимание: условия об обязательной государственной регистрации права на недвижимое имущество в ФСБУ, в отличие от инструкции № 157н, нет.

Другое новшество — возможность отнести к основным средствам арендованные объекты или полученные в пользование на безвозмездной основе. Требования к таким ОС диктует ФСБУ «Аренда». Кроме того, как основные средства теперь следует учитывать и некоторые объекты имущества казны.

В то же время из категории основных средств вынесены сразу две группы объектов — биологические активы, если они служат для производства биопродукции, и предназначенная для продажи недвижимость. Многолетние насаждения сами по себе (не производящие биопродукцию) остаются в составе ОС. Для них, возможно, будет выделен отдельный бухгалтерский счет.

Актив культурного наследия признается ОС только в двух случаях: если есть возможность получить в будущем экономические выгоды или полезный потенциал, связанный с указанным активом, или если его полезный потенциал не ограничивается культурной ценностью. В иных случаях такой объект отражается на забалансовых счетах в условной оценке — 1 рубль.

В определении единицы учета и порядке принятия к учету ОС существенных различий немного. Стоит упомянуть о том, что ФСБУ вводит понятие «комплекс ОС», то есть позволяет рассматривать как инвентарную единицу объекты с равным сроком полезного использования и несущественной стоимостью.

Требования к оценке объектов

Федеральный стандарт не обошел стороной и оценку объектов основных средств. Он вводит новые термины, разграничивающие два типа возможных операций с объектами:

  1. Обменные операции — активы обмениваются на деньги или иные материальные ценности, в счет стоимости объекта могут быть учтена стоимость выполненных работ, оказанных услуг или прав на пользование активом. Такой обмен основан на рыночной стоимости объекта. При обменных операциях объект оценивается по размеру фактических затрат.
  2. Необменные операции — активы передаются на безвозмездной основе или за незначительные деньги. В данном случае первоначальная стоимость определяется, исходя из справедливой стоимости объекта.

Учредитель должен решить, как оценивать разные категории объектов, и выбор должен найти отражение в учетной политике учреждения.

Как сгруппировать объекты

Федеральный стандарт вводит новые принципы объединения основных средств.

Вместо двух групп («Нежилые помещения» и «Сооружения») в новой классификации появилась одна — «Нежилые помещения (здания и сооружения)».

Для библиотечного фонда, мягкого инвентаря, драгоценностей и ювелирных изделий в новой классификации тоже отдельных групп не нашлось, все эти счета переходят в группу «Прочие основные средства».

Вести учет по новым правилам в программе «Контур-Бухгалтерия Бюджет»

Зато выделена инвестиционная недвижимость — объекты недвижимости, их части или движимое имущество, предназначенные для сдачи в аренду. Бухгалтеру следует изучить, какие из объектов, которые числятся на счете 01, надо будет перевести в разряд ОС.
 

Инструкция № 157н (в ред. от 27.09.2017)Федеральный стандарт «Основные средства»
0 10101 000 «Жилые помещения»0 10101 000 «Жилые помещения»
0 10102 000 «Нежилые помещения»0 10102 000 «Нежилые помещения (здания и сооружения)»
0 10103 000 «Сооружения»0 10103 000 «Инвестиционная недвижимость»
0 10104 000 «Машины и оборудование»0 10104 000 «Машины и оборудование»
0 10105 000 «Транспортные средства»0 10105 000 «Транспортные средства»
0 10106 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь»0 10106 000 «Инвентарь производственный и хозяйственный»
0 10107 000 «Библиотечный фонд»0 10107 000 «Биологические ресурсы»
0 10108 000 «Мягкий инвентарь»0 10109 000 «Драгоценности и ювелирные изделия»0 10110 000 «Прочие основные средства»0 10108 000 «Прочие основные средства»

Чтобы корректно учитывать ОС согласно обновленным группам, объекты необходимо переместить: исключить объекты из одной группы и включить в другую. Стоимость их при этом не меняется.

Основные средства между счетами переводятся разово, исходя из ситуации на начало января 2018 года, через счет 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». Основание для перевода — бухгалтерская справка (форма 0504833).

Какой метод амортизации выбрать

С введением федерального стандарта расширился перечень методов начисления амортизации, тогда как Инструкция № 157н предлагала только линейный метод. Федеральный стандарт предложил еще варианты. Итого в распоряжении бухгалтера есть три метода начисления амортизации.

  1. Линейный метод. Он подразумевает начисление равных сумм амортизации ежемесячно во время всего срока полезного использования (СПИ). Чтобы рассчитать платеж, надо первоначальную стоимость объекта разделить на СПИ.
  2. Метод уменьшаемого остатка. Удобен для тех объектов, которые быстро устаревают или эксплуатируются в сложных условиях, в агрессивной среде. Метод позволяет провести ускоренную амортизацию, применяя к годовой сумме повышающий коэффициент от 1 до 3. За основу берется остаточная стоимость объекта (затраты на покупку и ввод в эксплуатацию за вычетом уже погашенных начислений на начало отчетного года), учитываются также норма амортизации исходя из СПИ и показатель износа.
  3. Метод расчета суммы амортизации пропорционально объему продукции. Метод хорош для объектов, для которых указан заложенный в них производственный потенциал (то есть понятно, сколько продукции объект сможет произвести за весь срок эксплуатации). Расчет опирается на фактический объем выпущенной продукции за отчетный период, помноженный на норму амортизации (первоначальная стоимость / предполагаемый объем продукции за срок полезного использования).

Метод амортизации учреждение вправе определить самостоятельно с учетом специфики видов деятельности, но основным критерием должна стать потенциальная экономическая выгода. Выбранный метод обязательно указывается в учетной политике.

Важно! Цель эксплуатации объекта может измениться, а значит, организация должна проверить, подходит ли выбранный метод начисления амортизации. Делать это надо в начале отчетного года. При необходимости метод можно сменить, при этом предыдущие начисления пересчитывать не надо.

Еще одно новшество: федеральный стандарт обязывает начислять амортизацию даже на те объекты, которые простаивают, временно не используются или подготовлены для дальнейшего списания. Исключение — объекты, остаточная стоимость которых сравнялась с нулем. Инструкция № 157н разрешала приостанавливать начисление амортизационных сумм в такие периоды.

Федеральный стандарт также сместил границы первоначальной стоимости для малоценных ОС. Объекты стоимостью до 10 000 рублей учитываются на забалансовом счете, амортизация на них не начисляется. Ранее действовал лимит в 3 000 рублей. Для объектов стоимостью от 10 000 до 100 000 рублей амортизация равна 100% первоначальной стоимости в момент ввода в эксплуатацию.

Особое правило для библиотечного фонда — сумма амортизации на объекты библиотечного фонда стоимостью до 100 000 рублей рассчитывается и начисляется в 100-процентном размере в момент ввода в эксплуатацию. Для объектов дороже 100 000 рублей суммы амортизации определяются согласно выбранному учреждением методу. Эта граница ранее была обозначена на уровне 40 000 рублей.

Что изменилось в отчетности

Разработчики федерального стандарта не обошли свои вниманием и вопросы отчетности. С 1 января 2018 года бухгалтер должен указывать балансовую стоимость активов, метод амортизации, накопленную амортизацию и многое другое.

Важно отразить в отчетности изменения оценки объектов в отчетном периоде, которые повлияют на СПИ, и метод амортизации. Кроме того, необходимо представить сравнение остаточной стоимости объекта на начало и конец отчетного периода.

Вести бюджетный учет и формировать отчетность в программе «Контур‑Бухгалтерия Бюджет»

Сведения нужно готовить по всем группам ОС, это касается инвестиционной недвижимости, активов с нулевой остаточной стоимостью, простаивающих объектов и пр. До вступления в силу ФСБУ «Основные средства» учреждение включало отчетность сведения лишь по некоторым видам ОС.

Сейчас сведения о суммах отражаются в отчетности, но не по всем группам, которые перечислены в стандарте. Поэтому в ближайшее время ожидаем изменений в Инструкцию № 157н, связанных, в частности, со счетами 0 10100 000, а также появления новых строк в формах 0503168, 0503768, а также баланса 0503130, 0503730.

Данные изменения будут отражаться в отчетности за 2018 год.

Как начать работу по новому стандарту

Чтобы грамотно внедрить ФСБУ, учреждение должно предпринять несколько шагов. И начать следует с инвентаризации, которая даст представление о состоянии остатков ОС для корректного учета и применения выбранного метода амортизации.

Необходимо проверить имущество, которое учитывалось до 1 января 2018 года на счете 0 10100 000 на предмет соответствия стандарту.

Получив данные об объектах, которые ранее отражались на забалансовых счетах или по каким-то критериям не входили в группу ОС, бухгалтер должен поставить на баланс по первоначальной стоимости.

Результаты инвентаризации стандартно отражаются в Инвентаризационной описи в разделе про нефинансовые активы (форма 0504087). Важно упомянуть, что объекты лизинга, долгосрочная аренда с правом выкупа, безвозмездное (бессрочное) пользование, иные арендные платежи относятся к НФА.

Для этого приказом Минфина России от 17.11.2017 № 194н в форму описи введены дополнительные столбцы: статус объекта учета, целевая функция актива. Новые графы в описи появились и для объектов, которые после введения стандарта не соответствуют критериям актива.

Они также вносятся в Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (форма 0504092).

Это нужно сделать, чтобы разделить ОС на группы, в том числе выделить объекты группы «Инвестиционная недвижимость» (сейчас они учтены по отдельной аналитике на счете 101 и за балансом на счетах 25 и 26).

В завершение хочется отметить, что реформа в бухучете бюджетной сферы и все сопутствующие изменения связаны со сменой ключевой задачи. Если ранее было важно выстроить контроль расчетов с бюджетом, то сейчас на первый план выступает оценка капитализации организаций и качества самих активов.
Начать пользоваться программой «Контур-Бухгалтерия Бюджет» бесплатно Обсудить на форуме В закладки Распечатать 105 742

105 742

Обсудить на форуме В закладки Распечатать 105 742

Особо ценное имущество

Основные средства особо ценное имущество критерии с 1 01 2020

Сайт журнала «Учет в учреждении»Электронный журнал «Учет в учреждении»

Предусмотрен переходный период

Особо ценное имущество. Итак, с 1 января 2011 года вступил в силу приказ Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н, на основании которого все бюджетные учреждения должны вести бухгалтерский учет.

В то же время конкретные правила применения Единого плана счетов и Инструкции по его применению, а также составление бухгалтерских записей зависят от типа государственного (муниципального) учреждения.

В настоящее время не все бюджетные учреждения изменили свою правовую форму в соответствии с требованиями Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. Ведь переходный период предусмотрен до 1 июля 2012 года.

Учреждения, которые не сменили статус, ведут учет в соответствии с приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н. Данный приказ применяется казенными и «старыми» бюджетными учреждениями. Кроме того, Минфином России было выпущено письмо от 29 декабря 2010 г.

№ 02-06-07/5396. В нем была приведена Таблица соответствия счетов Плана счетов бюджетного учета, утвержденного приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н, Плану счетов бюджетного учета, утвержденному приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н.

Как учесть остатки, числившиеся по счетам

На основании указанных документов бюджетное учреждение старого типа должно было перенести остатки по счетам, сформированным по результатам деятельности учреждения по итогам 2010 года. Это необходимо было сделать в межотчетный период.

При этом важно было учитывать, что исходящие остатки по счетам, содержащим в 18-м разряде номера счета код вида деятельности:

— 1 (бюджетная деятельность), переносятся на счета с кодом вида финансового обеспечения (деятельности) 1 – деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность);

— 3 (деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении), переносятся на счета, содержащие в 18-м разряде код вида финансового обеспечения (деятельности) 3 – средства во временном распоряжении;

— 2 (приносящая доход деятельность), сформированные по состоянию на начало финансового года в рамках деятельности учреждения со средствами, получаемыми по программе ОМС, переносятся на счета, содержащие в 18-м разряде код вида финансового обеспечения (деятельности) 7 – средства по обязательному медицинскому страхованию.

Основные средства учреждения

Особо ценное имущество. Также необходимо было разобраться с учетом имущества. Ведь согласно пункту 37 Инструкции № 157н, объекты нефинансовых активов учитываются на соответствующих счетах Единого плана счетов по аналитическим группам синтетического счета по объектам имущества:

  • 10 «Недвижимое имущество учреждения»;
  • 20 «Особо ценное движимое имущество учреждения»;
  • 30 «Иное движимое имущество учреждения»;
  • 40 «Имущество – предметы лизинга».

Выделение особо ценного движимого имущества «старыми» бюджетными учреждениями не предусмотрено.

Следовательно, перенос остатков по счетам нефинансовых активов по состоянию на 1 января 2011 года отражается на основании Справки (ф. 0504833) следующими бухгалтерскими записями.

1. В части основных средств:

— по дебету счетов 101 10 000 «Основные средства – недвижимое имущество учреждения» (101 11 000, 101 12 000, 101 13 000, 101 15 000, 101 18 000), 101 30 000 «Основные средства – иное движимое имущество» (101 31 000-101 36 000, 101 38 000) и кредиту счета 101 00 000 «Основные средства» (101 01 000– 101 06 000, 101 09 000);

2. В части амортизации:

по дебету счета 104 00 000 «Амортизация» (104 01 000-104 06 000, 104 08 000) и кредиту счетов 104 10 000 «Амортизация недвижимого имущества учреждения» (104 11 000-104 13 000, 104 15 000, 104 18 000), 104 30 000 «Амортизация иного движимого имущества учреждения» (104 31 000-104 36 000, 104 38 000).

Бюджетное учреждение (старого типа) переводит в категорию «иное движимое имущество» транспортные средства. По состоянию на 1 января 2011 года первоначальная стоимость составила 1 250 600 руб., сумма накопленной амортизации 385 200,80 руб.

Бухгалтерские операции при этом могут быть отражены следующим образом:

Данное имущество будет закреплено за казенным учреждением на праве оперативного управления. То есть учреждение сможет использовать его в соответствии с целями своей деятельности, а также назначением имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаться им с согласия собственника (п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ).

В то же время особенность статуса имущества для бюджетного учреждения нового типа определена пунктом 3 статьи 298 Гражданского кодекса РФ.

Особенность заключается в том, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом, а также особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет выделенных собственником на это средств.

Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя на основании стоимостных критериев.

Ведение указанного перечня осуществляется на основании сведений бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений. В него включаются данные о полном наименовании объекта, отнесенного к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии).

В рамках требований Закона № 83-ФЗ учредители бюджетных учреждений при приведении в соответствие нормативно-правовой базы в 2011 году уже установили перечни особо ценного движимого имущества как по федеральным, так и муниципальным бюджетным учреждениям.

При этом необходимо обратиться уже к Инструкции № 174н (утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н), так как в ней предусмотрены не только счета учета особо ценного движимого имущества, но и расчетов с учредителями и соответствующая корреспонденция счетов.

Таким образом, прежде всего возникает необходимость отражения в бухгалтерском учете операций по передаче имущества на баланс бюджетного учреждения от собственника. В некоммерческих организациях, использующих бюджетные планы счетов, открытие и ведение синтетического счета, аналогичного уставному капиталу в коммерческом учете, не предусмотрено.

Для учета операций по наделению имуществом предусмотрен счет 210 06 000 «Расчеты с учредителями» (п. 238-240 Инструкции № 157н), который предназначен для учета расчетов с органом власти, выполняющим функции и полномочия учредителя в отношении государственного (муниципального) бюджетного учреждения.

Расчеты с учредителями

Операции по формированию расчетов с учредителями при закреплении за бюджетным учреждением права оперативного управления, а также при прекращении права оперативного управления (изъятия из оперативного управления) предусмотрены пунктом 116 Инструкции № 174н.

Расчеты с учредителем при получении объектов основных средств, нематериальных активов отражаются следующим образом.

При закреплении права оперативного управления, в том числе при реорганизации, – по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 4 101 00 000 «Основные средства» и кредиту счета 4 210 06 000 «Расчеты с учредителями» (по балансовой стоимости). Одновременно расчеты с учредителем уменьшаются на сумму начисленной амортизации (если закрепляется объект, бывший в эксплуатации).

Основанием для составления бухгалтерских записей по получению объектов учета при закреплении за бюджетным учреждением права оперативного управления являются первичные учетные документы, оформленные передающей и принимающей сторонами (

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) и Извещение (ф. 0504805)).

За бюджетным учреждением нового типа на основании первичных документов (акта и извещения) учредителем закреплено право оперативного управления на объект недвижимого имущества (нежилое помещение) балансовой стоимостью 120 млн руб. (сумма накопленной амортизации – 45 млн руб.).

В бухгалтерском учете записано:

Как поступить на практике

При переносе остатков по счетам на 1 января 2012 года (или в промежуточный период) бюджетному учреждению, которое переходит на субсидирование, следует закрепить расчеты с учредителями в соответствии с правилами пункта 4.

1 Методических рекомендаций по порядку отражения в бухгалтерском учете входящих остатков…

при принятии решения о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа (Методические указания првиедены в письме Минфина России от 25 апреля 2011 г. № 02-06-07/1546).

В данном пункте предлагается дополнительно на сумму входящих остатков по счетам учета нефинансовых активов Единого плана счетов по аналитическим группам синтетического счета объекта учета 10 «Недвижимое имущество учреждения» и 20 «Особо ценное движимое имущество учреждения» в составе входящих остатков отразить расчеты с учредителем – по дебету 2 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» и кредиту счета 2 210 06 000 «Расчеты с учредителем».

Для этой цели на момент перехода на приказ № 174н необходимо иметь информацию не только о недвижимом, но и особо ценном движимом имуществе. Оно может быть отражено в учете бухгалтерской записью по внутреннему перемещению объектов.

Измерительный прибор стоимостью 120 тыс. руб. определен учредителем как особо ценное движимое имущество. В бухгалтерском учете данная операция может быть оформлена следующим образом:

Особо Ценное Имущество От Какой Суммы 2020 В Муниципальном Учреждении

Основные средства особо ценное имущество критерии с 1 01 2020

для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 тыс. рублей до 200 тыс.

рублей либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;

для федеральных автономных и бюджетных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей;

Перечень особо ценного имущества

Таким имуществом считается движимое имущество, которое значительно облегчает уставную деятельность организаций. Например, ценные бумаги являются имуществом особой ценности. Перечень имущественной собственности, которая входит в представляет особую ценность, прописан Постановлением №538-26.07.2010 г. Правительства России (далее в статье – ПП РФ №538).

Бюджетная организация согласно требованиям ГК РФ (статья №298) не имеет права без предварительного согласия владельца распоряжаться его имуществом, закрепленным за организацией, также купленным имуществом за деньги собственника.

На прочую имущественную собственность, которая находится в оперативном управлении бюджетной организации, она имеет право принимать самостоятельные решения, если законодательством не предопределены прочие требования.

Какое имущество считается особо ценным имуществом, от какой суммы в 2020 году.

Как списать основные средства бюджетного учреждения

Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС.

При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее.

Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.

Особо ценное движимое имущество бюджетного учреждения

  • для федеральных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных бюджетных учреждений в интервале от 200 до 500 тыс. руб.

    ;

  • для бюджетных учреждений субъекта РФ — размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 до 500 тыс. руб.

    ;

  • для муниципальных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 до 200 тыс. руб.

    ;

  • недвижимое имущество (вне зависимости от источника его приобретения);
  • особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 4;
  • особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 2 и КФО 7, – в части имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности и средств ОМС до изменения типа учреждения.

Перечни особо ценного движимого имущества

в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.

В отношении учета имущества, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, приобретенного учреждением культуры за счет доходовот осуществления деятельности, приносящей доход необходимо отметить следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона № 54-ФЗ музейные предметы и музейные коллекции, приобретаемые государственными музеями, иными государственными учреждениями за счет средств учредителей либо за счет собственных или иных средств, входят в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации.

Поэтому вне зависимости от источника финансирования рассматриваемое имущество подлежит отнесению к ОЦДИ и включению в перечень ОЦДИ.

Учет особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения

Бухгалтерский учет особо ценного имущества осуществляется в соответствии с Инструкцией N 157н и Инструкцией N 174н . Следует отметить, что общие положения по учету нефинансовых активов согласно Инструкции N 157н (объект, единица учета, формирование первоначальной стоимости и т.д.

) были рассмотрены в статье «Учет недвижимого имущества» (N 3, 2011) и в статье «Учет иного движимого имущества» (N 4, 2011).

В данной статье приведем бухгалтерские записи по отражению хозяйственных операций с особо ценным движимым имуществом учреждения в соответствии с Инструкцией N 174н и Указаниями N 190н .

Мы уже не раз отмечали, что объекты нефинансовых активов учитываются на соответствующих счетах Единого плана счетов по аналитическим группам синтетического счета объекта учета. В частности, по аналитической группе 20 учитывается особо ценное движимое имущество бюджетного учреждения (п.

37 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.

2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н)). Именно о таком имуществе и пойдет речь в статье.

Кроме того, бюджетные и автономные учреждения не могут самостоятельно распорядиться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных учредителем. Заметим, что особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, бюджетные и автономные учреждения вправе распоряжаться самостоятельно.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.