Косгу пени неустойки по договору поставщику в 2020
Перечисление С Какого Вида Расхода Казенным Учреждением Пеней Удержанных С Подрядчика В 2020 Году
Внесение сотрудником денежных средств в кассу учреждения осуществляется по новому основанию, отличному от того, по которому были перечислены пени.
Кроме того, денежные средства поступают не от того лица, которому была осуществлена выплата.
Соответственно, в рассматриваемой ситуации в бюджетном учете отражается увеличение задолженности по возмещению ущерба или компенсации затрат учреждения путем начисления новых доходов.
Налоговые агенты, от которых налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ (п.
1 ст. 226, п. 1, пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ). Налоговый агент за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей несет ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 5 ст. 24 НК РФ).
Если с КВР 851, 852 все в принципе понятно, то с КВР 853 в силу открытого перечня расходов иногда возникают вопросы по отнесению тех или иных расходов.
Поэтому кроме Указаний № 65н при отнесении расходов на конкретный КВР учреждения государственного сектора могут ориентироваться на рекомендации специалистов финансового ведомства, доводимые в форме писем.Однако в любом случае нормы Указаний № 65н стоят выше разъяснений, которые нормативными правовыми документами не являются.
При этом перечень расходов, относимых на тот или иной КВР, описан в пп. 5.1.2 п. 5.1 раздела III Указаний № 65н, а в пп. 5.1.1 п. 5.1 раздела III Указаний № 65н перечислены существенные требования утвержденной структуры видов расходов.
Например, расходы по уплате задолженности (недоимки) по налогам (включаемым в состав расходов) и сборам, в том числе организацией-правопреемником, отражаются по соответствующим КВР 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога» и КВР 852 «Уплата прочих налогов, сборов».
На какой счет относятся штрафы в бюджетном учреждении
В учете сделайте проводки: Дебет КДБ.1.205.41.560 Кредит КДБ.1.401.10.140 – начислен доход бюджета в сумме задолженности поставщика (исполнителя, подрядчика) по уплате неустойки (штрафа, пеней) за нарушение обязательств, предусмотренных контрактом; Дебет КДБ.1.210.02.140 Кредит КДБ.1.205.41.660 – поступила сумма неустойки (штрафа, пеней) в доход бюджета.
В учете получателя бюджетных средств при этом сделайте проводки: Дебет КДБ.1.205.41.560 Кредит КДБ.1.303.05.730 – отражена задолженность поставщика (исполнителя, подрядчика) бюджету по уплате неустойки (штрафа, пеней) за нарушение обязательств, предусмотренных контрактом; Дебет КДБ.1.303.05.830 Кредит КДБ.1.205.41.660 – зачислена сумма неустойки (штрафа, пеней) на счет Казначейства России.
Рекомендуем прочесть: Список Домов Для Капитального Ремонта В 2020 Году
Неустойка по государственному контракту
Указанные санкции являются законной неустойкой, поэтому кредитор вправе требовать ее уплаты независимо от того, предусмотрено это соглашением сторон или нет (п. 1 ст. 332 ГК РФ).
Размер такой неустойки не может быть ниже установленного Федеральным законом N 44-ФЗ, но может быть увеличен соглашением сторон, если этого не запрещает закон (п. 2 ст. 332 ГК РФ). При этом следует учитывать положения ст.
333 ГК РФ, согласно которым суд вправе уменьшить неустойку, в том числе и законную, если она явно не соразмерна последствиям нарушения обязательства.
Как было сказано ранее, при просрочке исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). В этом случае уплата неустойки (штрафа, пени) должна производиться за счет ЛБО, выделенных в установленном порядке казенному учреждению, по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ (Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ ).
Код вида расхода и КОСГУ при перечислении неустойки (штрафа, пени)
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России 01.07.2013 № 65н штрафные санкции, взыскиваемые с поставщика зачисляются в доход бюджета по статье 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ.
В случае, если учреждение удержало неустойку из суммы, подлежащей оплате за поставленные товары (выполненные работы или услуги) и самостоятельно перечисляет неустойку в доход бюджета, то в соответствии с Указаниями № 65н расходы учреждения необходимо отразить по той экономической классификации расходов, по которой выделены лимиты на оплату соответствующего контракта.
Взыскание неустойки и отражение ее в учете
– за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, и международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в порядке, установленном законодательством РФ, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
Государственными (муниципальными) контрактами, а также гражданско-правовыми договорами предусматриваются условия об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств и об уплате им в пользу учреждений неустойки. В каком размере взыскивается неустойка? Вправе ли учреждения воспользоваться суммой неустойки? Как в бухгалтерском учете отразить ее начисление? В этой статье даны ответы на поставленные вопросы.
Актуальность темы обусловлена принятием Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1]. Данный закон вступил в силу с 1 января 2014 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.
«В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней)» (статья 34 часть 6 Федерального Закона 44-ФЗ[1]).
30 Января 2020Особенности применения кодов видов расходов и КОСГУ
Коды бюджетной классификации (КБК) применяются в государственных (муниципальных) учреждениях при планировании доходов и расходов (составлении смет), отражении в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни и формировании бухгалтерской отчетности. Чаще всего у бухгалтеров возникают вопросы по определению в отношении расходов кодов видов расходов и КОСГУ. Какие особенности необходимо при этом учитывать, расскажем в статье.
*** При оплате приобретения билетов для проезда к месту командировки и обратно и (или) найма жилых помещений для командируемых работников по договорам (контрактам) такие расходы отражаются по виду расходов 244 (с увязкой с подстатьями 222, 226 КОСГУ соответственно).
Начисление пени по налогам в казенном учреждении
Если же по результатам сверки была выявлена неуплата или неполная уплата страховых взносов в установленный срок, в этом случае с плательщика страховых взносов взыскивается недоимка по страховым взносам.
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов (п. 2 ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ).
Сверка расчетов по налогам. Сверка расчетов по налогам проводится между налогоплательщиком и налоговым органом. В соответствии с п. 7 ст.
45 НК РФ совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов может быть проведена по предложению налогового органа или налогоплательщика.В обязательном порядке сверка расчетов проводится налоговым органом в следующих случаях (п. 3 Регламента работы с налогоплательщиками*(5)):
Учет штрафа в казенном учреждении
Одной из особенностей учета основных средств казенных учреждений является их выбытие (списание).
В отличие от коммерческих организаций, казенное учреждение вправе списать имущество, которым оно распоряжается на праве оперативного управления, только по согласованию с его собственником, если законодательством РФ не установлен иной порядок (п. 5 ст. 5 Закона № 83-ФЗ).
От лица собственника выступают, как правило, органы имущественных отношений. Они устанавливают порядок согласования с ними списания государственного (муниципального) имущества.
На основании этого порядка главные распорядители бюджетных средств устанавливают для подведомственных учреждений порядок документооборота при списании основных средств, находящихся в оперативном управлении данных учреждений. В случаях, предусмотренных порядком списания основных средств, который установлен главным распорядителем, учреждение должно согласовать документы на списание этого имущества:
Рекомендуем прочесть: Амортизационная Группа Для Смартфона 2020
Как отмечалось выше, у казенных учреждений все запланированные на текущий год расходы отражаются в бюджетной смете, в том числе и расходы по приобретению основных средств. Учреждения могут приобретать основные средства за счет выделенных этим учреждениям лимитов бюджетных обязательств, безвозмездных поступлений и за счет средств, полученных из внебюджетных источников.
Штраф за нарушение водителем ПДД
В свою очередь, ФНС придерживается противоположной точки зрения. В письме этого ведомства от 18.04.
2013 № ЕД-4-3/7135@ сказано, что сумма уплаченного работодателем административного штрафа за нарушение ПДД не может рассматриваться в качестве дохода работника, подлежащего обложению НДФЛ.
Это объясняется тем, что к административной ответственности, установленной ст. 2.6.1 КоАП РФ, привлекается работодатель – собственник транспортного средства, а не работник.Несомненно, позиция ФНС и арбитров для учреждений более выгодна. Однако отказ от удержания НДФЛ с суммы штрафа может привести к спорам с представителями Минфина. Поэтому для получения соответствующих разъяснений рекомендуем вам обратиться с официальным запросом в налоговую инспекцию по месту учета.
В 2020 году в бюджетном учреждении начисление и перечисление штрафов пеней
Согласно ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В процессе своей трудовой деятельности каждый бухгалтер сталкивается с такими понятиями как штраф и пеня, например при нарушении законодательства о налогах и сборах. В этой статье изучим куда отнести штрафы по налогам в бухгалтерском учете, а также основные проводки по начислению и уплате пени, штрафов по налогам: на прибыль, НДС, страховым взносам.
08 Фев 2019 juristsib 271
Неустойка по государственному контракту
Заключая государственный (муниципальный) контракт, стороны берут на себя определенные обязательства, а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязательств.
Согласно положениям Федерального закона N 44-ФЗ мерой ответственности за нарушение условий контракта является уплата неустойки (штрафа, пени).
Что такое неустойка? Как обосновать законность ее взыскания? Каков порядок ее расчета? Как отражаются суммы неустойки в учете казенного учреждения? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.
Понятие неустойки и правовые основания ее взыскания
Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе, которое, в свою очередь, основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса, Бюджетного кодекса и состоит из Федерального закона N 44-ФЗ и других федеральных законов, регулирующих отношения в области закупок (п. 1 ст. 2 Федерального закона N 44-ФЗ).
В силу норм п. 2 ст. 764 ГК РФ и п. 5, 6 ст. 3 Федерального закона N 44-ФЗ казенные учреждения при заключении государственных (муниципальных) контрактов на закупку товаров, работ, услуг выступают в роли государственных (муниципальных) заказчиков.
Государственный (муниципальный) контракт — это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования для обеспечения соответственно государственных или муниципальных нужд (п. 8 ст. 3 Федерального закона N 44-ФЗ).
Согласно п. 4 ст.
34 Федерального закона N 44-ФЗ одним из обязательных условий является включение в контракт пункта об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. При этом ответственность за нарушение обязательств по контракту выражается в уплате неустойки (п. 5, 6 Федерального закона N 44-ФЗ).
Неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств (ст. 329 ГК РФ). Положения о неустойке содержатся в § 2 гл. 23 ГК РФ. Так, согласно ст.
330 ГК РФ неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Из определения следует, что неустойка может быть законной или договорной, то есть ее размеры и порядок исчисления могут устанавливаться определенным нормативным актом или по соглашению сторон.
Неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по государственному (муниципальному) контракту, предусмотренная Федеральным законом N 44-ФЗ, уплачивается в виде штрафа или пени.
При этом взимание штрафа осуществляется при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по контракту, а пени — в случае просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства) по контракту (п. 5, 7, 8 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ).
Указанные санкции являются законной неустойкой, поэтому кредитор вправе требовать ее уплаты независимо от того, предусмотрено это соглашением сторон или нет (п. 1 ст. 332 ГК РФ).Размер такой неустойки не может быть ниже установленного Федеральным законом N 44-ФЗ, но может быть увеличен соглашением сторон, если этого не запрещает закон (п. 2 ст. 332 ГК РФ). При этом следует учитывать положения ст.
333 ГК РФ, согласно которым суд вправе уменьшить неустойку, в том числе и законную, если она явно не соразмерна последствиям нарушения обязательства.
Обратите внимание! Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны (п. 9 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ).
Порядок расчета неустойки
Расчет штрафа. Согласно п. 5, 8 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ размер штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств по контракту устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее — Правила N 1063).
Так, на основании п. 2-5 Правил N 1063 размер штрафа рассчитывается в процентном соотношении к цене контракта (см. таблицу).
Цена контракта | |||
Не более 3 млн. руб. | От 3 млн. до 50 млн. руб. | От 50 млн. до 100 млн. руб. | Свыше 100 млн. руб. |
2,5% | 2% | 1,5% | 0,5% |
10% | 5% | 1% | 0,5% |
Документальное подтверждение обязательства по уплате неустойки
Для возникновения обязательства по уплате неустойки необходимо зафиксировать факт неисполнения или ненадлежащего исполнения условий контракта.
Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина РФ от 02.07.2012 N 02-11-08/2474, указанный факт может быть определен сторонами или установлен судом.
Примечание. Сторонами контракта в письменной форме должно быть оформлено соглашение о неустойке. Соглашение, оформленное не в письменной форме, будет являться недействительным (ст. 331 ГК РФ).
Штрафы пени неустойки в налоговом учете
В бухгалтерском учете штрафы, пени, неустойки за нарушение договорных обязательств включаются в состав внереализационных расходов. Это определено пунктом 12 Приказа Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «расходы организации» ПБУ 10/99» (далее ПБУ 10/99).
В соответствии с пунктом 14.2 ПБУ 10/99 штрафы, пени, неустойки принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом, в том отчетном периоде, в котором вынесено решение судом об их взыскании.
В соответствии с Планом счетов и Инструкцией по его применению, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н, в бухгалтерском учете для отражения штрафов, пеней, неустоек предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 91-2 «Прочие расходы» в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств.
Организация «Вега» отгрузила партию товара организации «Дельта» на сумму 236 000 рублей (без НДС). По условиям договора за просрочку платежа за товар предусмотрен штраф в размере 50 000 рублей и пеней в размере 0,1% за каждый день просрочки.
Организация «Дельта» оплату в срок не произвела, тем самым нарушив условия договора. Организация «Вега» выставила претензию на сумму штрафа в размере 50 000 рублей и пеней в размере 3 200 рублей.
С выставленной претензией в свой адрес организация «Дельта» согласилась.
В целях исчисления налога на прибыль сумма штрафа, подлежащего уплате, учитывается в составе внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).
Датой признания расходов в виде штрафа, пени, неустойки у налогоплательщика, определяющего доходы и расходы методом начисления, является дата признания штрафа организацией. Это следует из подпункта 8 пункта 7 статьи 272 НК РФ:
«дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда — по расходам в виде сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба)».
У организаций, определяющих доходы и расходы кассовым методом, расходы в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций в целях налогообложения прибыли признаются после их фактической оплаты (пункт 3 статьи 273 НК РФ).
Обращаем внимание, что для признания штрафов, пеней, неустоек в составе внереализационных расходов необходим документ, который подтверждает факт нарушения договорных обязательств должником. То есть должно выполняться требование статьи 252 НК РФ, расходы должны быть обоснованны и документально подтверждены.
Начисление штрафных санкций осуществляется исходя из условий договора, либо по письменному требованию кредитора, либо по решению суда.
Нужно ли выписывать счет-фактуру на сумму неустойки? В соответствии с пунктом 1 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) поставщиком выставляются покупателю соответствующие счета-фактуры.
Но в случае начисления неустойки, никакой отгрузки товара, выполнения работ, оказания услуг не происходит, следовательно, поставщик на сумму штрафных санкций счет-фактуру не выписывает.
Обратите внимание, плательщик неустойки (покупатель), исчисленный с суммы неустойки НДС не вправе принять к вычету. Так как статья 171 НК РФ не предусматривает возможности принятия налогового вычета по НДС по такому основанию.Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычету подлежат суммы налога, предъявленные организации по товарам, работам, услугам, имущественным правам приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения и по товарам (работам, услугам), приобретаемым для перепродажи.
Как видим, у организации нет оснований, чтобы зачесть уплаченный налог по штрафным санкциям.
Аналогичная точка зрения отражена в письме МНС РФ от 27 апреля 2004 г. № 03-1-08/1087/14.
Поэтому общую сумму санкций вместе с налогом в бухгалтерском учете организация относит на внереализационные расходы на дату письма о согласии уплатить санкции по договору.
В целях налогообложения прибыли организация учитывает суммы по претензии без НДС, так как все случаи, когда НДС можно учесть в расходах, перечислены в статье 170 НК РФ (Приложение №4).
Организация «Вега» отгрузила организации ООО «Дельта» продукцию на сумму 295 000 рублей (в том числе НДС 45 000 рублей). В соответствии с договором ООО «Дельта» должна в течение 15 дней оплатить полученную продукцию.
За каждый день просрочки ООО «Дельта» должна уплатить неустойку в размере 0,5% от стоимости продукции по договору. ООО «Дельта» задержала оплату на 10 дней. Организации была выставлена претензия.
На выставленную претензию ООО «Дельта» дала согласие уплатить неустойку, исходя из условий договора.Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/contracts/a78/43333.html
Какие санкции, взысканные с организации, можно учесть в налоговых расходах
Каждая организация хоть раз сталкивалась со штрафами или пенями, выставленными в ее адрес. В статье мы рассмотрим, какие выплаты и когда можно учесть в «прибыльных» расходах.
Что относится к санкциям
Санкции — это меры воздействия по отношению к нарушителю за неисполнение им каких-либо норм или договоренностей. Они устанавливаются договором (между контрагентами) либо законом (в отношениях с госорганами или с контрагентами). Санкции могут быть в форме штрафа или пеней.
Штрафы и пени составляют около 15% всех доначислений при камеральных проверках и 25% при выездных
Под штрафом обычно понимается неустойка, которая установлена в твердой сумме, ее размер не изменяется в зависимости от длительности неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства (к примеру, при просрочке сдачи результата работ исполнитель уплачивает заказчику штраф в размере 5% от стоимости работ).
Пени — это неустойка, сумма которой зависит от длительности нарушения.
Они начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязательства (начиная со дня, следующего за установленным сроком исполнения) в процентах от величины неисполненного обязательства или в виде установленной суммы (скажем, при просрочке оплаты поставленного товара покупатель уплачивает поставщику пени в размере 0,3% от неуплаченной суммы за каждый день просрочки).
Читайте так же: Образование для оперуполномоченного мвд
И для целей налогообложения прибыли имеет определяющее значение, кто взимает с компании санкции.
«Государственные» штрафы и пени
Санкции, которые уплачиваются в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), при исчислении налога на прибыль не учитываютс К таким санкциям, к примеру, относятся:
- штрафы и пени от ИФНС (например, за непредставление документов по требованию, за несвоевременную подачу декларации и т. п.);
- штрафы и пени, которые взыскивают ПФР и ФСС РФ за нарушение законодательства о страховых взносах;
- судебные штрафы (например, за неисполнение судебного акта арбитражного
- административные штрафы, наложенные на организацию по любым основания Это, к примеру, штрафы трудинспекции, пожарных инспекторов, ФМС и т. п.
Договорные неустойки
Штрафы и пени могут быть предусмотрены договором в качестве ответственности за нарушение его условий. Причем соглашение о неустойке должно быть именно письменное, а в противном случае оно будет недействительн
По общему правилу договорные санкции провинившаяся сторона вправе учесть во внереализационных расходах при расчете налога на прибыл
К примеру, у компании не должно возникнуть проблем с признанием таких сумм, как:
- штраф или пени за нарушение условий договора (ненадлежащее исполнение договорных обязательств), если их уплата предусмотрена договоро допустим за несвоевременную поставку товара, несоблюдение графика работ (оказания услуг) и т. п.;
- пени за просрочку оплаты товаров (работ, услуг), возврата займ
- штрафы или пени, предусмотренные за невыполнение условий госконтракт
Предупреждаем руководителя
Если фирме пришлось заплатить договорной штраф контрагенту за нарушение, допущенное ее сотрудником, взыскать с последнего уплаченную сумму санкции не получится даже через суд.
Но некоторые виды штрафных выплат могут вызвать претензии налоговиков, например:
- штраф по договору подряда, взыскиваемый заказчиком с подрядчика, за появление на территории заказчика работников подрядчика в состоянии алкогольного опьянения. Раньше в такой ситуации Минфин разрешал учитывать подобный штраф в «прибыльных» расходах, поскольку его уплата предусмотрена договоро Но потом чиновники изменили свою позицию по этому вопросу на прямо противоположную. Теперь Минфин считает, что суммы «пьяных» штрафов (как и других штрафов, уплаченных за нарушение работниками дисциплины во время выполнения работ) во внереализационных расходах учесть нельз И объясняется позиция тем, что такие выплаты не могут быть приравнены к возмещению причиненного ущерб А раз нет ущерба, то нет и расходов. Но с таким мнением можно не согласиться по нескольким причинам. Во-первых, в подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ упомянуты не только расходы по возмещению ущерба, но и штрафы за нарушение договорных обязательств. Во-вторых, в НК нет условия о том, что в расходах можно признать штрафы исключительно за те нарушения, которые привели к ущербу.
Хотя еще и до выхода этого Письма налоговики исключали из расходов подобные штрафы. И например, судьи ФАС ЗСО согласились с проверяющим
Неустойки на основании закона
Штраф или пени могут быть взысканы не только на основании договора, но и в силу закон Например:
- штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядк Суд взыскивает такой штраф в пользу потребител то есть он не подлежит уплате в бюджет. А значит, нормы ст. 270 НК в этом случае не применяются и суммы таких санкций компания может учесть в составе внереализационных расходо
- проценты за пользование чужими деньгами (например, за задержку оплаты и т. п.). Такая ответственность установлена законом, поэтому проценты могут быть взысканы, даже если они не предусмотрены договором. Но лишь при отсутствии в этом договоре условия о неустойке за неисполнение (ненадлежащее исполнение) денежного обязательств Уплаченные проценты можно будет включить в «прибыльные» расход
- компенсация за задержку заработной платы. По мнению Минфина, такие суммы не учитываются в налоговых расхода А вот некоторые суды разрешают уменьшать на них налоговую базу как раз на основании того, что компенсация платится нарушения срока выплаты зарплаты, установленного трудовыми договорами, то есть фактически является санкцией за нарушение договорных обязательст
Дата признания санкций в расходах
Теперь определимся с датой, когда штрафы и пени учитываются при расчете налога на прибыль. Это можно сделат
- на дату признания должником обязательства по уплате штрафа;
- на дату вступления в законную силу решения суда о взыскании штрафа.
С решением суда все понятно. А вот какие действия должника будут свидетельствовать о признании им санкций? Поскольку речь идет об учете санкций в «прибыльных» расходах, то такое признание должно быть документально зафиксирован Для этого можно:
- полностью либо частично уплатить предъявленный штраф Тогда основанием для признания расхода будут являться договор, в котором предусмотрена неустойка, приказ руководителя о признании и уплате санкций, платежное поручение на уплату предъявленных сумм.
Из авторитетных источников
“ Организация-должник, уплатившая кредитору штрафные санкции без направления ему уведомления (письменного подтверждения своего согласия с предъявленными санкциями), вправе учесть эти суммы в расходах при расчете налога на прибыль при условии документального подтверждения факта их уплат
- подписать с контрагентом двусторонний акт (соглашение о расторжении договора, акт сверки и т. п.). Кстати, проведение зачета (например, если зачесть неустойку за нарушение сроков выполнения работ в счет погашения обязательства по оплате работ) также говорит о признании санкци
- написать контрагенту письмо.
Главное, чтобы документ подтверждал согласие должника с фактом нарушения условий договора, в нем была указана сумма штрафа, рассчитанная в соответствии с договором, и должник соглашался ее уплатить. Тогда «штрафные» расходы будут учитываться на дату составления такого документа.
Читайте так же: Выплата материальной помощи госслужащему
Оформить этот документ можно, например, так.
123321, г. Москва,
Загородное шоссе, д. 18,
Г.А. Лапкину
654456, г. Москва, ул. Радужная, 15
Исх. № 41 от 24.08.2015
Неустойка: как рассчитать, потребовать и отразить в учете
Бухгалтерия Неустойка — это плата за нарушение или не выполнение условий договора или госконтракта. Причем размер платы определяется по определенному алгоритму. В статье расскажем о понятии неустойки, как рассчитать размер, а также определим, как отразить в бухучете бюджетного учреждения.
4 сентября 2018 Евдокимова Наталья
Основой взаимоотношений между деловыми партнерами является договор или госконтракт. Если одна из сторон, заказчик или исполнитель, нарушил условия данного соглашения, то вторая сторона вправе требовать компенсацию. Данная денежная компенсация называется неустойкой.
В некоторых случаях неустойка применяется в виде штрафов или пеней.
Статья 330 ГК РФ устанавливает, что компенсацию можно получить по условиям, которые оговорены в самом договоре, либо по законодательным нормам. Однако в обоих случаях придется доказать, что сторона-ответчик действительно нарушила обязательства.
Помимо компенсации, потерпевшая сторона вправе истребовать возмещение убытков или прочих расходов, которые были направлены на устранение неблагоприятных последствий. Однако данные траты придется также доказывать. Причем в большинстве случаев через судебные инстанции.
Как рассчитать
Рассчитывайте сумму неустойки, руководствуясь нормами договора. Если же в соглашении отсутствуют условия применения штрафных санкций в виновной стороне, то осуществляйте расчет на основании Постановления Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017.
Стоит отметить, что для некоторых сфер, например, в сфере газоснабжения или электроэнергетике, неустойки придется рассчитывать в индивидуальном порядке, так как чиновники предусмотрели исключительные требования к данным сферам деятельности.
При начислении неустойки учитывайте следующие показатели:
- Сумма неисполненного обязательства. Важно отметить, что к расчету следует принимать только ту часть контракта, которая не была исполнена в срок, если иного не предусмотрено нормами договора.
- Систему налогообложения виновника. Если компания-ответчик на ОСНО, то сумму компенсации и штрафов рассчитывайте с учетом НДС. Для фирм, выбравших упрощенные системы, сумму исчисляйте без НДС.
- Срок нарушения обязательства. Исчисляйте период просрочки со следующего дня за днем, в котором должны были быть выполнены обязательства по контракту. Например, срок поставки — 20 июля, следовательно, считайте просрочку с 21 июля.
- Размер ставки рефинансирования, установленную Центробанком России на момент выставления штрафных санкций к виновной стороне.
Если обязательства были выполнены на следующий день, то оснований для выставления пеней и штрафов нет. Например, срок исполнения договора — 10 августа, если обязательства исполнены 11 августа, то выставить штрафные санкции нельзя.
Определив основные показатели для расчета, исчисляйте сумму по формуле:
Может ли неустойка превышать сумму основного долга? Может, например, если срок исполнения обязательств затягивается на продолжительное время. Однако суд может принять решение сократить сумму штрафа с учетом ее несоразмерности. Также суд вправе сократить начисленные пени, если уплата не производилась из-за возникших споров между сторонами. Или же из-за невозможности совершить расчеты.
Как истребовать
Порядок выставления неустойки имеет свои особенности. Придерживайтесь следующего алгоритма:
- Зафиксируйте нарушение в специальном акте либо в ином документе. Например, составьте отдельный акт, в котором подробно укажите все виды выявленных нарушений. Либо зафиксируйте обстоятельства в передаточных документах (акте выполненных работ, товарной накладной).
- Рассчитайте размер компенсации. Определите объем штрафных санкций по правилам, указанным выше. Считайте плату не от всей суммы контракта, а только от суммы неисполненных обязательств. Перед расчетом проверьте ставку рефинансирования ЦБ России.
- Подготовьте претензию в адрес нарушителя. Укажите нормы и пункты соглашения, которые не были выполнены в срок. Распишите всю суть претензии, дайте ссылки на нормативное законодательство. Зафиксируйте требования об уплате неустойки.
- Обратитесь в суд. Если договориться с контрагентом не получается, то допустимо удержать компенсацию из сумм, подлежащих к перечислению, если такое оговорено в соглашении. В противном случае подготовьте исковое заявление и обратитесь в судебную инстанцию.
Если добиться погашения штрафа от виновника не удается, то сумму долга можно выставить на торги. Данная процедура называется выкуп неустойки. Долг может выкупить третье лицо, например, коллекторы.
Как отразить в учете
Способ регистрации операций в бухгалтерском учете учреждения зависит от типа организации. Рассмотрим, как составить проводки для каждого типа учреждений:
Казенное учреждение | ||
Выставленная неустойка отражена в бюджетном учете | 1 209 41 560 | 1 401 10 141 |
Оплата компенсации поступила на счет администратора доходов бюджета (если КУ имеет полномочия администратора) | 1 210 02 140 | 1 209 41 660 |
Если казенное учреждение не имеет полномочий администратора | ||
Преданы расчеты по неналоговым поступлениям администратору доходов (заполнено извещение ф. 0504805) | 1 304 04 140 | 1 303 05 730 |
Получено подтверждение от администратора доходов (ф. 0504805) | 1 303 05 830 | 1 209 41 660 |
Бюджетное или автономное учреждение | ||
Отражены штрафные санкции, которые предъявлены поставщику | 2 209 41 560 | 2 401 10 141 |
Сумма поступила на расчетный счет | 2 201 11 510Отразите операцию на забалансе счета 17 | 2 209 41 660 |
Статья подготовлена с использованием материалов КонсультантПлюс. Получить доступ
Отражение штрафов и пеней
Отражение операций с суммами неустойки в учете государственных учреждений имеет свои особенности в зависимости от их типа и традиционно вызывает много вопросов у бухгалтеров.
Нет времени читать? Шпаргалка по содержанию статьи:
- Чем отличаются понятия «неустойка», «штраф» и «пеня»
- Какое законодательство регулирует выплату неустойки
- 3 способа взыскания неустоек
- Какими проводками начислять неустойки казенным, бюджетным и автономным учреждениям
- Какие показатели отражаются в отчетных формах
Что такое неустойка
В соответствии с Гражданским кодексом РФ неустойка – это денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, за его просрочку (ст. 330). Причем соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства, в противном случае оно признается недействительным (ст. 331).
Неустойка бывает двух видов – это штраф или пеня. Штраф является фиксированным платежом и может либо оговариваться в твердой сумме, либо рассчитываться в процентах к той или иной сумме. Пеня – величина изменяемая, ее размер зависит от продолжительности периода нарушения. Определяется сумма пени в процентах от величины обязательства, исполнение которого она обеспечивает.
Правила расчета пеней также определены ГК РФ. Первый день просрочки – дата, следующая за днем исполнения обязательства в соответствии с договором. Последний день – дата, предшествующая дню фактического исполнения обязательства.
Пример.
По условиям договора срок исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком) определен так: «не позднее 20 июня 2016 г.». Фактически товар поставлен 20 июля 2016 г. Период просрочки длился с 21 июня по 19 июля и составил 29 дней.
Неустойка при закупке услуг
Кроме ГК РФ понятия неустойки, порядки ее расчета и взыскания при закупке услуг для государственных (муниципальных) нужд определены ст. 34 «Контракт» Федерального закона № 44-ФЗ (далее Закон). Согласно п.
4 закрепление ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, являются обязательным условием контракта. П.
6 содержит требования об уплате неустоек при просрочке исполнения обязательств и в иных случаи неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств.
Однако Закон предусматривает и ряд исключений, когда вышеуказанные требования могут не применяться (п. 15 ст. 34). В число исключений входят закупки у единственного источника, например, на сумму, не превышающую 100 000 руб., или товаров, работ или услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.Согласно Закону, в определенных случаях в порядке, предусмотренном Правительством РФ, возможно предоставление отсрочки уплаты начисленных сумм неустоек или их списание. Одним из критериев, необходимых для списания, является размер общей суммы неуплаченных неустоек. Он не должен превысить 5% цены контракта.
Способы взыскания неустоек
В условиях контракта (договора) рекомендуется сразу прописать способ взыскании неустойки. Существует три способа:
Отдельно следует сказать о праве на распоряжения поступившими средствами, которое зависит от типа учреждения.
В п. 3 ст. 41 БК РФ неустойка поименована в составе неналоговых доходов бюджета от мер ответственности за нарушение условий гражданско-правовой сделки. Суммы, полученные казенным учреждением, соответственно подлежат зачислению в доход бюджета.
Бюджетное или автономное учреждения обладают правом расходования полученных сумм в соответствии с Планом ФХД, так как такие поступления являются их внереализационными доходами. Нужно только вовремя внести изменения в установленном порядке в План ФХД, увеличив общие суммы поступлений и выбытий и определив направления расходования.
Отражение операций в учете
Начисление предъявленных сумм неустойки (штрафов, пеней) оформляется проводкой
Д-т (КДБ) Х. 209.40. (560) либо (КДБ) Х. 205.41. (560)
К-т (КДБ) Х. 401.10. (140)
Где Х – источник финансового обеспечения в зависимости от типа учреждения (1 – казенное, 2 – бюджетное, автономное).
В программе применяется документ «Операция бухгалтерская (вручную)».
Корреспонденции по поступлению взысканной неустойки в соответствии с Инструкциями №162н, №174н и №183н в учете должны отражаться в зависимости от вида учреждения.
Корреспонденции в казенном учреждении
При поступлении оплаты неустойки от поставщика корреспонденции в казенном учреждении будет следующая:
В счет оплаты по контракту
В рассматриваемом случае возникшее встречное требование (неустойка) предъявленное поставщику (подрядчику) зачитывается в счет оплаты обязательств учреждения по контракту.
Казенному учреждению при выборе данного способа расчета необходимо учитывать несколько факторов:
- в контракт целесообразно включить условие о том, что исполнение обязательств по перечислению неустойки в доход бюджета возложено на государственного заказчика;
- неустойку самостоятельно перечислить в доход бюджета (в платежном документе следует указать наименование контрагента, за которого перечисляется неустойка);
- внести изменения в показатели бюджетного обязательства, учтенного органом ФК.
Следует отметить, что БК РФ не предусматривает исполнение бюджета по доходам путем зачета расходных обязательств (ст. 218 БК РФ).
Рассмотрим отдельный случай, когда исполнение контракта осуществляется за счет средств субсидий, выделенных на иные цели (капитальные вложения) и находящихся на отдельном лицевом счете учреждения. Корреспонденции по прекращению встречного требования отражаются (на основании справки ф.0504833). Списание в бухгалтерском учете сумм неустойки со средств во временном распоряжении и отражение их как дохода:
Д-т (г.КБК) 3. 304.01 (830)